Индейцы Северной Америки

When all the trees have been cut down,

When all the animals have been hunted,

When all the waters are polluted,

When all the air is unsafe to breathe,

Only then will you discover you cannot eat money?

Только когда все деревья срублены,

Когда все животные убиты,

Когда вся вода загрязнена,

Когда воздухом нельзя дышать,

Только тогда вы обнаружите, что деньги нельзя есть?

(индейцы Чероки)

"When you were born, you cried and the world rejoiced. Live your life so that when you die, the world cries and you rejoice."

Это очень известное изречение, которое многие приписывают американскому рэперу Тупаку Шакуру. Но еще до него эту пословицу говорили индейцы Северной Америки. «Когда ты родился, ты кричал, а мир радовался. Проживи свою жизнь так, чтобы, когда ты умрешь, мир - кричал, а ты - радовался». Именно так и жили коренные народы сотни лет назад, пока белый человек не пришел «одарить» их цивилизацией, навязанной и ненужной, служащей лишь поводом для того, чтобы утолить свою ненасытную жажду владеть землей, золотом, рабами и накоплять богатство.

Наверняка, большинство имеет представление о североамериканских индейцах по старым западным фильмам вестернам наподобие тех, в которых тогда еще молодой Клинт Иствуд играл бравого ковбоя. Краснокожие обычно изображались «плохими парнями», нападающими без видимых причин, истребляющими «хороших ребят» и срезающими со всех скальпы. Фильмы были вполне колоритными, вот только в выигрышном свете там всегда показывалась одна и та же сторона.

В последнюю пару-тройку десятков лет, надо признать, отношение к этим народам изменилось в лучшую сторону. Вырос интерес к их культуре, идеям и ценностям. Снятый в 90-м году фильм «Танцующий с волками» с Кевином Костнером показал индейцев с другой стороны, приближенной к реальности. Но слишком многое было утеряно. Слишком непохожи друг на друга краснокожие и бледнолицые, живущие рядом с ними, и вряд ли когда-то будет достигнуто полное понимание и исчезнет напряжение. Разве возможно выкинуть из памяти массивное вторжение из Европы, украденные земли и десятки нарушенных договоров. «Мы имеем множество бизонов, бобров, оленей и других диких животных. У нас также есть избыток лошадей. У нас есть все, что нам нужно. Мы имеем вволю земли, если только Вы будете держать ваших людей подальше от нее». (племя Pawnee Loups Волчьи Пауни; вождь Petalesharo Петалешаро, 1820-е годы, обращение к президенту США Монро)

В 16 веке гонимая целью расширить свои владения Европа занялась поиском новых земель и начала колониальную экспансию, а проще говоря, страны, сделавшие открытие, присваивали его себе, не особо считаясь с наличием местных жителей на этой чудесной находке. Среди земель, до которых они добрались, была Северная Америки. Так начался геноцид местного населения, в результате которого, как утверждают историки, численность североамериканских индейцев сократилась на 90%. Коренных жителей Нового Света вновь прибывшие людьми не считали, и потребовалось слово Папы Римского на бумаге, чтобы в 1537 году признать индейца человеком, а не «козюлькой на ножках». Надо заметить, что даже гораздо позже, уже в 1861 г., Марк Твен заявил, что краснокожие произошли от кенгуру или норвежской крысы, а не от обезьяны, по Дарвину.

Местные жители очень гостеприимно встретили колонистов, помогли пережить зиму, делились едой. Но окрепнув, поселенцы начали настойчиво присваивать континент. В последующие почти четыре сотни лет шло бесконечное противостояние, которое то затухало, останавливаемое подписанием различных договоров, то разгоралось, сопровождаемое боями и восстаниями. «Вы, должно быть, ожидаете, что реки должны потечь вспять, так же как и человек, который родился свободным, должен быть рад тому, что он заперт и лишен права идти, куда пожелает.» (племя Nez Perce Проколотые носы; вождь Joseph Джозеф 1879 г.) Индейцы не были настроены на войну, много раз воздерживались от атак и искали мирного разрешения ситуации. «Мы не хотим богатства, но мы хотим правильно воспитать наших детей. Мы хотим мира и любви.» (племя Sioux сиу; вождь Red Cloud Красное Облако 1870-е гг.)

«Если белые люди хотят жить в мире с индейцами, они могут жить в мире. Все люди равны. Дайте им всем один закон и шанс жить и расти. Все люди были созданы Великим Духом и все они братья, а земля их мать. И все люди должны иметь равные права. Позвольте мне быть свободным человеком, свободно идти, свободно останавливаться, свободно работать, свободно следовать религии моих предков, свободно думать, говорить и действовать. И я подчинюсь каждому закону или понесу наказание.» (племя Nez Perce Проколотые носы; вождь Joseph Джозеф)

Часто племена были даже готовы отдать часть своей земли с условием, что их оставят в покое и не посягнут на остальное, но подобные соглашения каждый раз нарушались. «Я устал от разговоров, которые ни к чему не приводят. Мое сердце ноет, когда я вспоминаю все хорошие слова и все нарушенные обещания. Было слишком много сказано людьми, которые не должны говорить. Не нужно много слов, чтобы произнести правду.» (племя Nez Perce Проколотые носы; вождь Joseph Джозеф)

«Они (белые) говорят очень громко, когда речь заходит о том, что их законы созданы для всех. Но мы быстро поняли, что хотя они ожидают от нас их исполнения, они, не задумываясь, нарушают свои законы сами.» (Племя Crow Кроу или Ворона; вождь Plenty-Coups Пленти Коупс, конец 18 начало 19 века)

«Мы все бедные, потому что честные» (племя Oglala Sioux Оглала-Сиу, вождь Red Dog Красный Пес, конец 19 века)

Индейцев Северной Америки постоянно теснили из собственных прерий, где рождались, росли и умирали их предки, заставляли отодвигаться все дальше и дальше, что естественно вызывало недовольство местного населения и приводило к стычкам. «Мы должны защищать леса для наших детей и внуков и для еще не рожденных. Мы должны защищать леса для тех, кто не может говорить за себя: птицы, животные, рыбы и деревья.» (племя Nuxalk Белла Кула; вождь Qwatsinas Куатсинас)

Численность коренного населения стремительно уменьшалась. И даже не столько из-за военных действий. Белые люди отстреливали целые стада бизонов, которые были основным объектом охоты для североамериканских индейцев и, как следствие, основой существования. Даже железнодорожные компании предлагали пассажирам стрелять в этих животных из окон поездов – ради развлечения. Степи, усыпанные трупами бизонов – такое просто не укладывается в голове. Местные жители становились все более бедны и голодали. «Мы не ссоримся с вами, когда вы убиваете нашего бизона, так почему же вы считаете противозаконным, когда мы убиваем вашу корову. Великий дух дал вам много преимуществ, вот только он не создал нас вашими рабами. Чем дальше вы нас оттесняете, тем меньше животных для охоты остается.» (племя Cherokee Чероки; вождь Old Tassel Старая кисть)

Они погибали от болезней, завезенных еще в самом начале европейцами, – чумы, тифа, дифтерии. Против племен было использовано нечто вроде первого биологического оружия, когда им раздали одеяла, зараженные черной оспой. «Было бы замечательно с вашей стороны попытаться заразить индейцев через одеяла, на которых спали пациенты с черной оспой, так же как использовать другие методы, которые могут помочь уничтожить эту отвратительную расу. Я буду очень рад, если ваш замысел охоты на них с собаками принесет результат.» (Jeffrey Amherst Джеффри Амхерст, главнокомандующий войсками; письмо подчиненным 1732 г.)

«Когда я смотрю назад с этих высоких холмов моего возраста, я все еще могу видеть зарезанных женщин и детей, нагроможденных кучей и разбросанных по всему ущелью, видеть так же четко как, когда я смотрел в их живые глаза. Я вижу что-то еще, умершее в кровавой грязи и похороненное под снежной бурей. Мечты людей умерли там. Это были чудесные мечты… Кольцо, скрепляющее нацию, сломано. Больше нет сердцевины, и Священное дерево погибло.» (племя Лакота, вождь Black Elk Черный Олень)

Впоследствии Гитлер восхищался тем, как ловко действовали американцы.

С 1830 года индейцев Северной Америки стали принудительно переселять на запад, максимально сдвинув в свою пользу границу – фронтир, разделявший белых и краснокожих. «Согласие индейцев заключить с США мирный договор, подобно соглашению бизона и охотника, когда первый проткнут стрелой. Все, что он может сделать, лечь и сдаться.» (племя Apache Апачи; вождь Ouray the arrow Урай Стрела, 19 век)

Кровожадно расправиться с целым народом не было прямой целью новых американцев, просто им нужны были земли, а индейцы оказались неприятной проблемой, стоящей на пути. «Для нас, кажется, не будет конца вещам, которые мы обязаны делать и действиям, от которых мы обязаны воздержаться.» (Francis LaFlesche Френсис ЛаФлеш, конец 19 начало 20)

Аморальность действий поселенцы всегда прикрывали благородными мотивами – стремлением открыть невежественным дикарям культурный мир и обернуть их в христианство, дабы дать грешным язычникам шанс на спасение. Они убеждали местных жителей, что несут им цивилизацию, а те сопротивляются и не хотят принимать столь щедрый дар в силу своей недалекости и просто не понимают, от чего отказываются. «Я не думаю, что цивилизация измеряется тем, как высоки здания из бетона, но тем, насколько хорошо люди относятся к окружающей среде и собратьям.» (племя Chippewa Чиппева; вождь Sun Bear Солнечный Медведь)

Миссионеры, не сомневающиеся в своей мудрости, не могли понять, что людям нельзя навязывать свои обычаи, культуру и веру. Когда они предложили в 1744 г. вождю племени Ирокезы Конессетего (Conassatego) отправить десяток мальчиков учиться в Европу, вождь ответил: «Мы знаем, что вы высоко цените вид обучения, преподаваемый в ваших Колледжах, и что содержание наших молодых людей, пока они будут с вами, обойдется очень дорого. Мы убеждены, что вы хотите сделать для нас хорошо своими путями, и мы сердечно благодарим вас. Но вы, которые мудры, должны знать, что различные нации имеют различные взгляды на вещи, и вы не будете думать плохо, если я скажу, что наши взгляды на этот вид образования не совпадают с вашими.» Он рассказывал, что они отправляли своих детей учиться в школы Европы, но когда они возвращались, то не могли бегать, не ориентировались в лесу, не умели охотиться, не слышали голоса земли и деревьев, они были «абсолютно пригодны для ничего». «Мы, однако, ничуть не меньше обязаны вам за ваше предложение, от которого отказались, и хотим показать нашу благодарность. Если джентельмены из Вирджинии пришлют нам дюжину своих сынов, мы позаботимся об их образовании, научим их всему, что знаем сами, и сделаем из них мужчин.» (племя Ирокезы; вождь Conassatego Конессетего)

Используя «черный» юмор, события нескольких сотен лет кратко описал американский писатель Бил Брайсон: «Люди на Западе любят стрелять. Когда они впервые попали на Запад, они стреляли в бизонов. На равнинах было 70 миллионов бизонов, а потом новоиспеченные жители Запада начали палить по ним направо и налево. Бизоны - это просто коровы с большими головами. Если вы когда-либо видели морду коровы и смотрели в ее глаза невыразимой глубины, полные доверия и наивности, вы можете представить, как трудно должно было быть людям на Западе выслеживать и разрывать бизонов на куски. К 1895 году осталось только 800 бизонов, большинство из которых находилось в зоопарках и на шоу Дикий Запад для туристов. Когда не осталось бизонов для убийства, западники начали убивать индейцев. Между 1850 г и 1890 г они снизили число индейцев в Америке с 2 млн до 90 тыс. Сейчас, слава Богу, и те и другие восстанавливаются. Сегодня есть 30 тыс бизонов и 300 тыс индейцев, и, конечно, вам не позволено стрелять ни в тех, ни в других. Поэтому западникам осталось стрелять только по знакам на дорогах и друг в друга, ведь и того, и другого довольно много. Теперь вы знаете краткую историю Запада.»

Но хватит об истории. Давайте попробуем лучше понять мировоззрение индейцев Северной Америки. Различных племен существовало много, поэтому они имели расхождения в обрядах, обычаях, духах, которым поклонялись. Но при этом была общая нить, связывающая их представление о мире, поведении, жизни. Они поклонялись Великому Духу, создавшему все вокруг, и проводили обряды почитания бизонов и лошадей, солнца и табака, который при раскуривании обращался ароматным жертвенным дымом для богов. У североамериканских индейцев был широко развит тотемизм – культ различных животных. Отсюда их странные для нашего уха имена. Коренные народы верили, что в каждом обитает частичка того или иного зверя. «Если ты будешь говорить с животными, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится». (племя Цлейл-Вотут; вождь Дэн Джордж, 20 век)
Они чтили природу, зверей и птиц и с трепетом относились к матери-земле. Духи-покровители приходили к шаманам, доводившим себя до галлюцинаций, или к членам племени во сне и показывали символы, которые становились личными или племенными амулетами и соединялись между собой. Так могла получиться связка с пером, клыком, фигуркой животного.

Индейцы убивали бизонов и других зверей, но только в необходимом количестве, прося прощения у убитого животного, и благодарили его дух за то, что не будут нуждаться в пище и мехе, они извинялись перед деревом, ветку которого срубили, веря, что абсолютно все, даже камни и горы живые и обладают собственным духом. Они считали, что после смерти душа отправляется в мир духов, который тесно граничит с миром живых. «Все индейцы верят, что после того, как человек умирает, его дух обитает где-то на небе или на земле, мы не знаем, где точно, но мы уверены, что дух живет… Рядом с Великим Духом. Мы верим, что он везде и несет в себе души наших друзей.» (племя Санти-Сиу; вождь Chased-by-Bears Гонимый медведями)

Конечно, и до прихода белых индейцы воевали между собой и убивали друг друга, но это делось не ради того, чтобы расправиться с другим племенем, а скорее, для того, чтобы войны могли проявить свою доблесть; срезались скальпы, служившие для племени доказательством проявленной в бою отваги и победы, и довольно долго практиковались жертвоприношения.

Краснокожие никогда не ставили материальные ценности на первое место. Они считали стыдным иметь что-то, когда рядом с тобой беден соплеменник. Они не занимались накопительством, «делиться» было для них не просто хорошей манерой, а образом жизни. «Однажды я был в Виктории и видел очень большой дом. Мне сказали, что это банк и что белые люди кладут туда свои деньги, чтобы о них заботились, и что вскоре они получают их назад с процентами. Мы - индейцы, и у нас нет такого банка; но когда у нас много денег или одеял, мы раздаем их другим вождям и людям, и вскоре они возвращают их с процентами, и наши сердца чувствуют себя хорошо. Наш путь раздачи - наш банк.» (племя Nootka Нутка; вождь Макуинна)

Существовали даже специальные праздники, на которых человек, имеющей какие-то богатства, которых нет у других, раздавал их своему племени. И, таким образом, вещи, являющие собой избыток, не застаивались у кого-то одного, т.е. не было социального неравенства. «Нашим верованием было то, что любовь к владению есть слабость и должна быть преодолена. Если позволить ей существовать, со временем она нарушит духовный баланс человека. Поэтому наши дети рано учатся красоте щедрости. Их учат отдавать то, что они ценят больше всего. Так они могут почувствовать счастье отдачи.» (племя Wahpeton Santee Sioux Вахпетоны Санти-Сиу; вождь Ohiyesa Охайеса)

Поражает мудрость мыслей и красноречие «дикарей», не имевших школ и университетов, не получавших образование. Кажется, что их души и разум были чисты и распахнуты, а потому им было доступно что-то, что наглухо закрыто для нас. «Взрослый человек может учиться у малого ребенка, потому что сердца детей чисты. Поэтому Великий дух показывает им много вещей, которые старый человек упустил.» (племя Лакота; Black Elk Черный Олень)

«Когда ты опутан сомнениями, будь спокоен и жди; когда сомнений больше не существует для тебя, иди уверенно вперед. Если вдруг тебя окутывает туман, будь спокоен. Будь спокоен до тех пор, пока не прольется рассвет и не рассеет туман – а именно так и будет.»(племя Ponca Понка; вождь White Eagle Белый Орел,19 век)

«Держись за хорошее, даже если это горстка земли. Держись за то, во что ты веришь, даже если это дерево, что стоит в стороне от других. Держись того, что ты должен сделать, даже если это долгий путь отсюда. Держись за свою жизнь, даже если проще отпустить ее. Держись за мою руку, даже если однажды я уйду прочь от тебя.» (A Pueblo Indian Prayer Молитва индейцев племени Пуэбло)

Как было сказано ранее, индейцы Северной Америки так и не смогли стать «своими» в Новом Мире, жители которого ставят деньги выше, чем мораль. А белому человеку, в свою очередь, тяжело понять коренной народ. Американский профессор Департамента по делам коренного населения написал интересную книгу о различиях менталитета современных американцев и коренного населения Северной Америки, живущего в резервациях. Во-первых, для нас было бы удивительно то, как они прощаются – никак, собственно говоря, т.е. при общении по телефону при окончании разговора они просто вешают трубку, без слов вроде: «Ну ладно, давай, пока, еще созвонимся». А при личной встрече просто разворачиваются и уходят. Они не видят смысла заполнять воздух ненужными словами. «Мудрый человек верит в силу молчания – знака гармонии. Тишина - это баланс тела, разума и духа.» (племя Wahpeton Santee Sioux Вахпетоны Санти-Сиу; вождь Ohiyesa Охайеса) «О, Великий Дух, помоги мне всегда говорить правду спокойно, слушать с открытым разумом, когда другие говорят, и помнить, что умиротворение может быть найдено в молчании.» (молитва Чероки)

«Звезды унесут твою тоску прочь, цветы наполнят твое сердце красотой, надежда навсегда сотрет твои слезы, и, главное, молчание сделает тебя сильным.» (племя Цлейл-Вотут; вождь Дэн Джордж, 20 век)

Если современный индеец Северной Америки покупает, например, газонокосилку, то попользоваться ей захотят все, и он не сможет отказать, да и не захочет. Газонокосилка от такого наплыва жаждущих сломается, и после починки все повторится. Отказывать соседям индеец не станет, поэтому единственный выход - отказаться от самой газонокосилки. Если краснокожий займет у Вас денег и скажет, что отдаст завтра, это не значит, что свои деньги Вы и правда увидите на следующий день. Это лишь образное выражение, а возврат будет не обязательно наличными, а, возможно, мясом или услугой. Индейцы стараются сохранять свои традиции, но приход цивилизации в нашем понимании этого слова, не мог не отразиться и на них. Например, раньше, когда в резервациях не было электричества, мясом убитого оленя охотник делился со всеми соседями, все равно все самому не съесть и оно испортится. С появлением холодильника человеку есть смысл оставить всего оленя себе, и тогда мяса хватит на долгое время. Хотя, без сомнений, он поделится с ближним если увидит, что тот нуждается. Может показаться, что индейцы – угрюмый, немногословный народ. Это не так, у них прекрасное чувство юмора, они много шутят и смеются, добры и готовы в любой момент придти на помощь. Они считают, что у каждого человека есть на этой земле свое важное назначение и нельзя вторгаться в судьбы других. Они никому не навязывают своего мнения и испытывают глубокое уважение к остальным.

Наравне со многими вещами, которые мы не способны, не хотим понять и принять, есть другой наш большой недостаток: мы не умеем относиться уважительно к другим культурам. Если люди по-другому мыслят, делают и видят мир, то для нас они уже становятся странными и невежественными, тогда как на самом деле невежи мы.

«До того как наши белые браться прибыли сделать нас цивилизованными, мы не имели тюрем, поэтому мы не имели преступников. Без тюрем не может быть преступников. У нас не было замков и ключей, поэтому среди нас не было воров. Когда кто-то был столь беден, что у него не было лошади, навеса или одеяла, он мог получить все это как подарок. Мы были слишком нецивилизованны, чтобы придавать важное значение частной собственности. Мы не знали никакого вида денег, и поэтому цена человека не определялась его благосостоянием. Мы не имели писаных законов, адвокатов и политиков, поэтому мы не должны были обманывать и надувать друг друга. Мы и впрямь были в плохой форме до того, как прибыл белый человек, и я не знаю, как бы мы справились без этих фундаментальных вещей, которые (как они сказали нам) так необходимы для цивилизованного общества.» (племя Sioux Lakota Сиу-Лакота; вождь John (Fire) Lame Deer Джон (Пламя) Хромой Олень, 20 век)

«Я часто задаюсь вопросом, есть ли что-либо в вашей цивилизации, способное заменить нам то, что мы потеряли.» (Омаха; Susette LaFlesche, доктор, писатель, конец 19 века)

Литература:
Howard J.Langer "American Indian Quotations", 1996 г.
Roger Spielmann "You're So Fat!: exploring Ojibwe discourse", 1998 г.
www.goodreads.com (раздел "цитаты")

Ну а теперь самым стойким и терпеливым читателям, осилившим эту статью до конца, предлагаем перейти и выбрать индейскую атрибутику.

Теги: индейцы